Страница находится в разработке. Отредактировано 14 ноября 2022 года 17:27 (Омское время)
Актуальность - постоянная. Материал в основном расчитан на моих учеников. Автор А.И. Дворниченко

Практика по чтению с листа ноты Эйторсон (внимание: текст на английском языке)


Здесь я хочу рассказать о нотной записи для гитары. И не только...


"Небольшое предисловие.
Перед человеком, начинающим играть на музыкальном инструменте, стоит множество разнообразных задач.
Это и посадка за инструментом, и положение рук, и движения пальцев и нотная запись.
Всё это, вместе взятое, может создать впечатление непреодолимой сложности изучения материала.
На самом же деле всё просто НЕПРИВЫЧНО.
А если что-то непривычно, выход прост, постепенно, от простого к сложному, от раздела к разделу,
не спеша и под контролем привыкать к выполнению каждой задачи."

Преподаватель по классу гитары БОУ ДО "Тюкалинская ДШИ" А.И. Дворниченко.


Вот пример нотной записи.

нотный стан


Термины кратко
Ключ - знак в начале нотного стана. Используется для определения расположения нот на нотном стане. (В нотах для шестиструнной гитары ключ Соль.)
Размер - количество отсчётов (долей) времени (верхняя цифра) каждого такта, и нижняя цифра (длительность каждой доли).
Такт - время от счёта "раз" (первой доли) до следующего счёта "раз" (следующей первой доли).
Темп - с какой скоростью играть (скорость игры). Измеряют темп метрономом.
Ритм - момент рождения ноты (чередование длительностей нот).
Длительность - время звучания ноты.
Штрих - способ соединения нот, сыгранных друг за другом (слитно, плавно - легато, раздельно - нон легато, отрывисто - стаккато).
Динамика - с какой силой звучит нота (громкость).
Высота - название ноты и октавы (струна + лад).
Позиция - положение пальцев левой руки относительно ладов. (определяется по указательному пальцу - его номер 1).
Метроном - по сути часы, но скорость их хода можно изменять.
Камертон - прибор для настройки музыкальных инструментов. Сейчас для этого используют Тюнер.


Ноты записываются на нотном стане. Нотный стан состоит из пяти основных линеек.

Основные линейки считают снизу вверх. Верхние добавочные линейки тоже считают снизу вверх.

Нижние добавочные линейки считают сверху вниз.

Над нотным станом посередине пишется название произведения. Справа автор (композитор).

Слева ТЕМП - скорость, с которой произведение будет исполняться.

Темп точно определяется по Метроному - часы с изменяемой скоростью хода.

В начале нотного стана ставится ключ - для определения названия нот (она же Высота ноты).

В нашем случае это ключ "соль" - своим "завитком" обводит вторую основную линейку (на ней и будет нота "соль").

После ключа пишется размерность каждого такта, в данном примере Две Четвертных. Подробнее здесь

Ноты имеют свои имена, это же в музыке называется разной высотой звучания, например:

(вверх) До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си;

(вниз) Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.

Ноты также имеют буквенные обозначения:

Ля - A

Си - H (иногда в старых нотах B)

До - C

Ре - D

Ми - E

Фа - F

Соль - G

Забегая вперёд скажу, что аккорды также обозначают этими же буквами,

например: C - это "До мажор", Cm - это "До минор", C7 - это "До септаккорд",

аналогично Dm - "Ре минор", Am - "Ля минор", E7 - "Ми септаккорд", D - "Ре мажор", A - "Ля мажор", Em - "Ми минор".

Точная высота ноты обеспечивается настройкой музыкального инструмента по Камертону.

КАМЕРТО́Н это упругая стальная вилка, издающая при ударе звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов.

(В настоящее время инструменты настраивают с помощью цифровых тюнеров).

На гитаре высота ноты (имя ноты) привязана к определённой струне-ладу.


Элементы ноты:

Строение нотного знака

1-Флажок, 2-Штиль, 3-головка.

Название ноты определяется по расположению её головки на нотном стане.

Пример:

Ноты на нотном стане.

Где пишут ноты.


Высота нот

Высота (название) нот привязана к определённой струне и ладу. (Лад - на гитаре промежуток между пластинами на грифе, то есть место, куда прижимается струна).

Открытая (не прижатая струна) обозначена в нотах арабской цифрой "ноль" 0.

Звукоряд - это привязка нот (названий нот) к струнам и ладам.

Звукоряд гитары

Звукоряд гитары нотами. Только первая позиция. Без альтерации.

или так

Звукоряд гитары. Привязка высоты ноты к струне и ладу гитары.


Основные характеристики музыкального звука.

Высота, длительность, сила (динамика, динамические оттенки), штрих, тембр.

С высотой звука мы разобрались (см. выше). На гитаре, повторюсь, высота звучания привязана к струне и ладу.

Струны нумеруются от самой тонкой - "первая", до самой толстой - "шестая".

Лад - на гитаре промежуток между пластинами на грифе (место прижатия струны).

Таким образом гитарист может менять высоту звучания несколькими способами, меняя струну, меняя лад, меняя и струну и лад.


Длительность нот - это время их звучания, высчитывается по метроному.

Следующий пример играть под метроном на не прижатой (открытой) третьей струне:

Длительности нот.


Способы получения звука (о правой руке) на гитаре.


Технически звук можно получить двумя приёмами щипка (речь идёт о правой руке).

АпоЯндо - щипок с опорой (опора - здесь подразумевается лёгкое, очень короткое, с мгновенным расслаблением, касание соседней струны!!!);

ТирАндо - щипок без опоры (намеренно выделил буквы куда нужно делать ударение), без опоры - палец "пролетает" очень близко НАД соседней струной!!!

Существует двойной щипок. (требует много времени на освоение). Когда, например, большой палец играет АпоЯндо, а указательный или средний,

или безымянный одновременно с большим - ТирАндо.

Бывает наоборот, большой - ТирАндо, а указательный или средний или безымянный одновременно с большим - АпоЯндо.


Немного о правильном положении рук при игре на гитаре.


Немалое значение для успешной игры на инструменте имеют: правильная посадка за инструментом, и расположение рук.

Очень важно правильно держать руки при игре!

Вид со стороны исполнителя. Правая рука.

********************************************************************************************

Приём игры тирандо положение пальцев правой руки

********************************************************************************************

Приём игры апояндо положение пальцев правой руки


Кроме самих нот на нотном стане может быть записана
Аппликат ура - порядок размещения пальцев при игре на музыкальном инструменте.
Правильная аппликатура 25% успеха при обучении игре на инструменте!!!
В гитарных нотах пальцы правой руки обозначены буквами латинского алфавита:

Большой - p (pulgar) для запоминания - Паша
Указательный - i (indio) для запоминания - Игорь
Средний - m (media) для запоминания - Маша
Безымянный - a (anular) для запоминания - Аня
Мизинец - e (extremo)

Пальцы левой руки арабскими цифрами:

Указательный - 1
Средний - 2
Безымянный - 3
Мизинец - 4

Обозначение пальцев рук на гитаре



Знаки альтерации (изменения)



Позиции на гитаре


Список художественных приёмов (раздел для более подготовленных)

I Подача

  1. Вибрато

  1. Скорость

  2. Ширина

  1. Глиссандо (скольжение)

  2. Украшения (трели, морденты и т. д.)

II. Продолжительность

  1. Темп (быстрый или медленный)

  2. Штрихи Стаккато/легато (короткие, отдельно стоящее ноты/длинные, соединённые ноты)

  3. Аччелерандо / Ритардандо (ускорение / замедление)

  4. Фермата, Тенуто (удержание определенных нот дольше, чем их письменное значение)

  5. Рубато (изменение значения определенных нот для музыкального эффекта)

  6. Арпеджирование (прокатка) аккорда

  7. Inegale или удвоение нот в музыке барокко (утрирование нот)

III. Сила звука

  1. Динамика

  1. Усилениезатихание звука (крещендо – диминуэндо)

  2. Терраса (резкая перемена с форте на пиано или наоборот)

  1. Акценты (sfortzando – неожиданно громко)

  2. Баланс между голосами (между мелодией и басом, или внутренними голосами)

IV. Тембр (Окраска звучания)

  1. Правая рука:

  1. Место, где струна защипывается (Понтичелло (резко, сухо) – у подставки; Дольче (нежно, ласково) – за резонаторным отверстием, над грифом)

  2. Угол атаки ногтя на струну (Понтичелло на центр ногтя; Дольче – на краю ногтя)

  3. Направление щипка (Понтичелло – вытянуть из гитары; Дольче - щипок струны под углом к левому плечу)

  1. Левая рука:

  1. Изменить позицию (Ponticello – нижние позиции; Dolce – верхние позиции)

  2. Добавить легато, скольжение

  1. Специальные эффекты

  1. Harmonics Флажолеты

  2. Pizzicato Пиццикато (приглушённо)

  3. Tambora Тамбурин (бубен)

  4. Rasgueado Расгеадо (дробь)

  5. Golpe Гольпэ (удар по деке или по специальной пластинке на верхней деке – гольпеадор)


Кратко о Фактуре


Условно технику исполнения на гитаре можно разделить на категории:

  1. "Гаммообразная"

  2. "Арпеджио. Аккорды. Интервал"

  3. "Смешанная"

Гаммообразная - звуки последовательно извлекаются на одной струне, в левой руке часто меняются лады.

Арпеджио - звуки последовательно извлекаются пальцами правой руки на разных струнах, в левой руке мало движений или вообще никаких.

Аккорд - одновременное извлечение звуков, не менее трёх струн (правой рукой), в левой руке пальцы постоянно удерживаются на месте.

Интервал - одновременное извлечение звуков (две струны), в левой руке пальцы постоянно удерживаются на месте.

Смешанная - любое сочетание вышеперечисленного.


РИТМЫ



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продолжение следует...

 

 

Auto Web Pinger